Размер шрифта
Обычная версия

КАЗАХСТАНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Книга учительской славы
Математический портал
Программа Евро-союза Темпус-Тасис
Фонд Сорос Казахстан
КазгосИнти
КазНУ им. Аль-Фараби
Евразийский нац. университет им. Гумилева
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Президентская программа "Болашак"
Национальная библиотека РК
Казакстанско-Британский тех. университет
Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина
Казахская академия искусств им. Жургенова
Карагандинский государственный университет имени академика Е. А. Букетова
Семипалатинский университет им. Шакарима
Таразский университет им. Дулати
Институт менеджмента и экономики
Казахская академия спорта и туризма
Реcпубликанский научно-методический центр информатизации образования
Центр гос. стандартов образования
Респ. научно-техническая библиотека
Наименование центра: Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина
Национальный центр тестирования
Республиканский научно-практический центр “Дарын”
Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики
Республиканский учебно-оздоровительный центр “Балдаурен”
Республиканский институт повышения квалификаций руководящих и научно-педагогических кадров системы образования
Научно-педагогическая библиотека
Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования
АО «Назарбаев интеллектуальные школы»
Финансовый центр
Я студент
Школа одаренных детей «Дарын»
Респ. центр ускоренного обучения гос. языку

Голосование

Результаты

Устраивает ли Вас скорость интернета вашей организации образования?

Министерство Образования и науки РК   Законодательство   Нормативные правовые акты по уровням образования   Правила организации и осуществления учебно-методической работы

Утверждены

приказом Министра образования и науки

Республики Казахстан

от «29» ноября 2007г. № 583



Правила организации и осуществления учебно-методической работы



  1. Общие положения


1. Настоящие Правила организации и осуществления учебно-методической работы (далее-Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» для осуществления руководства и координации учебно-методической работы в организациях образования и соответствующих инфраструктурах.

2. Настоящие Правила регламентируют учебно-методическую работу в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего, образовательные учебные программы технического и профессионального, профессиональные учебные программы послесреднего, профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования.

3. В Правилах используются следующие основные понятия:

учебно-методическая работа – это деятельность организации образования по обеспечению образовательного процесса психолого-педагогическими, дидактико-методическими и учебно-материальными объектами для достижения его обучающих, воспитательных и развивающих целей;

методист- педагогический работник организации образования, выполняющий учебно-методическую, научно-методическую работу;

методический (учебно-методический, научно-методический) совет - форма коллегиального управления учебно-методической работой организации образования;

заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно- методической) работе – должность руководителя непосредственно возглавляющего учебно-методическую работу организации образования;

учебно-методическое управление (центр, кафедра, отдел, кабинет)- структурные подразделения, осуществляющие учебно-методическую работу в организациях образования;

методический кабинет-структурное подразделение организации образования, областного (городского) департамента образования по руководству научной и учебно-методической работой;

учебно-методические объединения – объединения субъектов образовательного процесса по отраслевому (группам специальностей, предметов) признаку для внесения предложений и рекомендаций по реализации

2

образовательных учебных программ различных уровней.

4. Научная и учебно-методическая работа осуществляется в целях интеграции науки и образования, обеспечения и совершенствования учебного и воспитательного процесса, разработки и внедрения новых технологий обучения, обеспечения повышения квалификации педагогических работников в организациях образования и соответствующей инфраструктуре.

5. Задачами учебно-методической работы являются:

научно-методическое обеспечение реализации образовательных программ;

разработка, внедрение новых и совершенствование существующих технологий, методов, средств и форм образовательного процесса;

развитие творческого мышления педагога, обеспечение повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников, совершенствование научно-методического потенциала педагогического коллектива.

Руководство научной и учебно-методической работой возлагается:

в организациях начального, основного среднего и общего среднего образования на методические кабинеты районных (городских) отделов образования;

в организациях технического и профессионального, послесреднего образования на методические кабинеты областных (городских) департаментов образования;

в высших учебных заведениях на структурные подразделения.

6. Учебно-методическая работа осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, государственными общеобязательными стандартами образования и настоящими Правилами.



  1. Содержание учебно-методической работы


7. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования включает следующие направления:

1) овладение теоретическими, методологическими основами наук, достижениями педагогики и психологии, эффективными методиками, формирующими мировоззрение, умение и навыки самостоятельной работы, самообразования, развивающими умственную, познавательную активность;

2) ознакомление с нормативными документами в области образования;

3) изучение и творческое освоение разнообразных форм и методов преподавания, внеклассной, внешкольной предметной и воспитательной работы;

4) ознакомление с лучшим, новаторским опытом и творческим использованием его идей, функциями и прогрессивными идеями менеджмента,


3

инновациями;

5) подготовка и проведение разнообразных форм методической работы, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса и оказание практической помощи педагогу, организации образования;

6) анализ качества преподавания, уровня достижений обучения, воспитания учащихся;

7) участие в процедуре аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц;

8) разработка методической продукции.

8. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального, профессиональные учебные программы послесреднего образования включает следующие направления:

1) организация изучения, анализ и реализация нормативных правовых документов, рекомендаций органов управления образованием; учебно-программной документации, внесение предложений по их совершенствованию;

2) организация изучения новых учебных программ и предложений по их внедрению в учебный процесс;

3) внесение предложений по внесению изменений в стандарты и учебные программы с учетом требований рынка труда;

4) обсуждение итогов текущего, промежуточного контроля, анализ качества знаний, навыков и умений учащихся и разработка предложений по улучшению результатов;

5) организация педагогического наставничества, оказание помощи начинающим педагогическим работникам и мастерам производственного обучения в подготовке и проведении учебных занятий, разработке учебно-методических материалов и внеурочных мероприятий;

6) организация взаимопосещения занятий, проведение открытых уроков и их обсуждение; изучение, отбор и внедрение в практику работы достижений науки и техники, передового опыта в учебно-воспитательной работе и новых технологий обучения;

7) организация и проведение конкурсов профессионального мастерства по специальностям и профессиям, тематических семинаров, конференций и методических совещаний;

8) организация обзоров педагогической, научной, методической литературы, рефератов, докладов, методических разработок и пособий, технических средств обучения и электронно-вычислительной техники;

9) совершенствование работы по педагогике сотрудничества, самоуправлению, привлечению обучающихся к улучшению учебно-воспитательного процесса и к более широкому использованию эффективных форм организации труда, взаимопроверки и взаимопомощи.

9. Учебно-методическая работа в организациях образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования включает следующие направления:

1) внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых

документов, классификатора специальностей высшего образования; государственных общеобязательных стандартов образования;

2) внедрение в учебный процесс современных учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения, информационно-библиотечных систем;

3) разработка рабочих учебных программ, участие в подготовке проектов типовых учебных программ;

4) разработка учебников, учебно-методических комплексов, учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях и дидактических материалов;

5) проведение мероприятий по обобщению и распространению передового педагогического опыта и информатизации образования;

6) разработка и внедрение дидактико-методических, учебно-материальных средств обучения;

7) разработка и внедрение учебно-методической документации по новым технологиям обучения;

8) внесение предложений по унификации учебных программ по родственным специальностям;

9) экспертиза рабочих учебных планов и рабочих учебных программ с учетом требований государственных общеобязательных стандартов образования;

10) анализ влияния организации учебно-методической работы на текущую успеваемость обучающихся;

11) разработка и экспертиза тестовых заданий и других форм контроля знаний обучающихся;

12) осуществление мониторинга обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и методическими разработками;

13) разработка методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся;

14) проведение анализа качества учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий;

15) анализ качества преподавания, уровня учебных достижений обучающихся;

16) организация и проведение семинаров, конференций, совещаний по совершенствованию учебно-методической работы;

17) разработка методического обеспечения работы по ежегодному формированию контингента обучающихся с учетом профиля, уровня подготовки и возможностей;

18) организация маркетинговых исследований с целью создания базы данных для прогноза потребности в специалистах по существующим и перспективным направлениям подготовки;

19) разработка методического обеспечения по трудоустройству

5

выпускников на работу и учебу после окончания учебного заведения (изучение

спроса на специалистов, анкетирование выпускников, связь с предприятиями, составление карты распределения выпускников, организация ярмарки выпускников);

20) организация перспективного планирования образовательного процесса с учетом демографической, экономической и отраслевой ситуации по регионам и в целом по стране;

21) разработка рекомендаций по преподаванию государственного, русского и иностранных языков на всех уровнях обучения.



  1. Порядок организации учебно-методической работы

в структурных подразделениях


10. Учебно-методическая работа осуществляется во всех структурных подразделениях, реализующих, координирующих учебный процесс, образовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования (методических объединениях, методических предметных и цикловых комиссиях, кафедрах, отделениях, факультетах, институтах), в организациях, где методическая работа является основным видом деятельности (республиканский, областные, районные, городские методические кабинеты), в структурных подразделениях по учебно-методической работе (учебно-методические отделы, управления, центры, кабинеты).

11. Структурные подразделения осуществляют учебно-методическую работу на основе настоящих Правил; положения, утверждаемого в порядке, предусмотренном уставом организации образования.

12. Работниками структурных подразделений по учебно-методической работе являются методисты, количество которых устанавливается советом организации образования, исходя из набора специальностей, специализаций данного вуза, а также численности обучающихся и преподавателей.

13. Структурные подразделения осуществляют следующую учебно-методическую работу:

1) руководство учебно-методической работой кафедр, отделений, факультетов, институтов;

2) экспертиза нормативных правовых документов по учебно-методической работе и рекомендация их для рассмотрения методическими советами;

3) анализ состояния учебно-воспитательного процесса, методической работы и выработка рекомендаций по их совершенствованию;

4) анализ и рекомендация к публикации и распространению учебно-методической продукции.

6


14. Непосредственное руководство учебно-методической работой организации образования осуществляет заместитель руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе.

Общее руководство учебно-методической работой структурных подразделений осуществляют выборные представительные органы: методические советы (учебно-методический, научно-методический) соответствующих подразделений. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия методического совета структурного подразделения определяются советом организации образования.

15. Формами коллективной методической работы являются предметные и цикловые комиссии, кафедры, школы передового опыта, инструктивно-методические совещания, семинары, лектории, практикумы и конференции.

16. Методические предметные и цикловые комиссии в организациях технического и профессионального образования создаются при наличии трех преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин, предметов, включая мастеров производственного обучения по специальностям.

Кафедры в организациях послесреднего образования создаются при наличии трех преподавателей профессиональных, социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.

При недостаточном количестве преподавателей для образования методической комиссии руководство организации образования должно организовать их участие в работе комиссий, объединяющих педагогических работников соответствующих дисциплин (специальностей, профессий) из нескольких организаций образования районов, городов.

17. Руководство методическими комиссиями в организациях технического и профессионального образования осуществляют председатели, избранные из числа наиболее опытных преподавателей и мастеров производственного обучения, в организациях послесреднего образования -заведующие кафедрами. К работе методических комиссий, кафедр могут привлекаться научные и педагогические сотрудники научных учреждений, специалисты предприятий.

18. Учебно-методическая документация разрабатывается соответствующими структурными подразделениями организаций образования, проходит обсуждение в методических комиссиях, кафедрах, методических советах структурных подразделений, организации образования и после получения их положительного заключения утверждается руководителем, заместителем руководителя по учебной, учебно-методической работе организации образования.

19. Структурные подразделения организаций образования в соответствии с государственными общеобязательными стандартами, типовыми учебными планами разрабатывают рабочие учебные планы, которые рассматриваются соответствующими методическими комиссиями, кафедрами, советами структурных подразделений (институтов, факультетов, отделений), структурными подразделениями по учебно-методической работе и после

получения положительного заключения во всех соответствующих методических

советах утверждаются руководителем организации образования.

20. Рабочие учебные программы и поурочные планы разрабатываются преподавателями в соответствии с типовой учебной программой, рассматриваются методическим советом структурного подразделения, организации образования и утверждается заместителем руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе.

21. Методические указания и рекомендации разрабатываются преподавателями организации образования. После обсуждения и получения положительного заключения в методических комиссиях, кафедрах, методических советах структурных подразделений, организации образования, утверждаются заместителем руководителя организации образования по учебной (учебно-методической) работе.

22. Методический кабинет областного (городского) департамента образования координирует учебно-методическую работу организаций технического и профессионального, послесреднего образования и учебно-методических объединений.



  1. Объединения по учебно-методической работе


23. Интересы субъектов образовательного процесса, касающиеся учебно-методической работы могут представлять их объединения, создаваемые и действующие в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

24. Учебно-методические объединения создаются на добровольных началах по отраслевому (группам специальностей, дисциплин) признаку. В них входят представители организаций образования, работодателей и социальных партнеров.

25. В организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования школьные и межшкольные методические объединения создаются для учителей общеобразовательных дисциплин, учителей 1-4 классов, классных руководителей, воспитателей дошкольных учреждений, школ-интернатов. Заседания проводится один раз в четверть или по мере необходимости.

26. Методические объединения в организациях начального, основного среднего, общего среднего образования создаются при наличии в школе не менее 3-х учителей одного предмета.

27. Районные методические объединения создаются для учителей общеобразовательных дисциплин, учителей начальных классов, воспитателей дошкольных организации образования, школ-интернатов, школьных библиотекарей с периодичностью заседаний два-три раза в год.

28. При наличии малокомплектных школ с совмещенными классами в районе создаются методические объединения учителей таких классов.

29. План работы методического объединения составляются на год и

утверждается руководителем организаций образования на основе результатов системы диагностики, анализа, контроля и задач дифференциации и индивидуализации работы по повышению квалификации работников образования.

30. Методические объединения в организациях начального, основного среднего, общего среднего образования возглавляет руководитель, избираемый (назначаемый) сроком на 1 год из числа наиболее подготовленных, творчески работающих педагогов. Руководители межшкольных объединений назначаются районным (городским) отделом образования.

31. Непосредственное руководство методической работой осуществляют заместители руководителя согласно курируемых предметов и направлений деятельности и руководители методических объединений.

32. Для руководства и координации работы методических объединениий может создаваться методический совет, не дублирующий по содержанию работу педагогического совета.

33. Учебно-методические объединения организаций технического и профессионального образования, послесреднего образования создаются по отраслевому признаку и осуществляют деятельность по следующим направлениям:

1) проведение работы по подготовке государственных общеобязательных стандартов по специальностям технического и профессионального образования, послесреднего образования, типовых учебных планов и типовых учебных программ, учебно-методических пособий, учебников, учебно-методических комплексов и электронных учебников;

2) организация и проведение конференций, семинаров по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в организациях технического и профессионального образования, послесреднего образования;

3) организация разработки учебно-методических пособий по учебным дисциплинам технического и профессионального образования, послесреднего образования;

4) разработка предложений и методических рекомендаций по внедрению современных технологий обучения, контроля знаний и информатизации учебного процесса;

5) изучение опыта организации деятельности учебно-методической работы в организациях технического и профессионального образования, послесреднего образования и подготовки предложений по ее совершенствованию;

6) обобщение опыта организации научно-технического творчества

обучающихся, организация и проведение конкурсов на лучшие курсовые и дипломные проекты, профессионального мастерства по специальностям;

7) внесение предложений для участия в международных, республиканских конференциях и прохождения стажировок преподавателей организаций образования по родственным профессиям и специальностям в республике, странах СНГ и дальнего зарубежья;

9

8) разработка рекомендации по организации профориентационной работы среди молодежи и незанятого населения;

9) участие в подготовке аналитических материалов о состоянии оценки обеспеченности учебно-методической литературой, педагогическими средствами обучения, учебно - лабораторным оборудованием, фильмами и современными средствами обучения;

10) методическое обеспечение курсов повышения квалификации специалистов технического и профессионального образования, послесреднего образования, организуемых на базе колледжей;

11) создание информационного банка данных образовательных учебных программ, организация мониторинга качества подготовки специалистов.

34. Решения учебно-методических объединений носят рекомендательный характер и доводятся до всех организаций образования - членов учебно-методического объединения по специальности.

35. Руководство деятельностью учебно-методических объединений осуществляет Председатель, утверждаемый решением учебно-методического совета. Председатель учебно-методического объединения организует и направляет работу учебно-методического объединения.

36. В организациях образования, реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования для организации и проведения учебно-методической работы создаются учебно-методические секции.









↑ Наверх
Яндекс.Метрика