Дошкольное воспитание и обучение

Дата публикации: 24.07.2019 18:05:00


Сеть дошкольных организаций и контингент детей

В республике функционируют 10 314 дошкольных организаций, из них частных – 3749 ед.

Всего детей, охваченных дошкольными организациями 880,8 тыс. детей, в том числе в частных – 307,3 тыс.

Охват детей 1-3 лет – 31,7%, 3-6 лет – 95,2%, 1-6 лет – 77,1%.

За 2018 год открыто 788 дошкольных организаций на 63,4 тыс. мест, в том числе 718 частных и 13 за счет ГЧП.

В регионах:

- полный охват детей 3-6 лет достигнут в пяти областях: Западно-Казахстанской, Кызылординской, Северо-Казахстанской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях;

- в восьми областях свыше 95%: Атырауская (95,2), Алматинская (97), Мангистауская (97), Жамбылская (97,1), Актюбинская (98,4), Акмолинская (99), Костанайская (99,7), Карагандинская (99,6) ;

- ниже республиканского показателя в четырех областях: Туркестанская (94,7%) и в городах Астана (83,7%), Алматы (82,7%), Шымкент (89,8).

В связи с высокой рождаемостью в настоящее время в очереди зарегистрированы 424 тыс.детей дошкольного возраста, из них 118 тыс. дети 3-6 лет.

Автоматизирована постановка детей в очередь и выдача направления. Это позволило обеспечить прозрачность процедуры, исключить коррупционные риски, создать конкурентную среду и сократить очередность. Всего лишь за 2 года очередь уменьшилась с 168 тыс. до 118 тыс. чел.

Для 100% охвата детей 3-6 лет до 2020 года будет открыто 407 дошкольных организаций на 55 тыс. мест.

 

Создание условий безопасного пребывания детей

Охрана жизни и здоровья детей является одним из основных задач дошкольной организации и показателем качества дошкольного образования.

В целях создания условий безопасного пребывания детей в 3 589 (58%) детских садах установлены 40452 видеокамер (в коридорах - 8516 ед., в группах - 12390 ед., в спальнях – 3207 ед., камеры наружного наблюдения – 15424 ед.).

Педагогические кадры дошкольных организаций

Подготовка кадров по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» осуществляется в 36 колледжах и 37 высших учебных заведениях.

Ежегодно из вузов (3 тыс.чел.) и колледжей (около 6 тыс. чел.) выпускаются около 9 тыс. специалистов. Из 55 тыс. воспитателей дошкольное образование имеют 45%.

Ежегодно в НЦПК «Өрлеу» более 7 тыс. воспитателей проходят курсы повышения квалификации.

 

Раннее развитие

В рамках Послания народу Казахстана Главы государства «Новые  возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года Министерству дано поручение по внедрению единых стандартов, программ в дошкольном образовании для раннего развития детей.

Международный опыт

В этой связи изучен международный опыт в области раннего развития детей в возрасте от 1 года до 3 лет.

По определению ЮНЕСКО «Дошкольное воспитание и обучение детей младшего возраста – это действия, которые способствуют росту, развитию и обучению детей, включая аспекты их здоровья, питания и гигиены. Раннее дошкольное образование способствует познавательно-речевому, физическому, социально-личностному и художественно-эстетическому развитию».

Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества. Исследования ОЭСР свидетельствуют, что при увеличении среднего уровня образования населения трудоспособного возраста на 1 год, экономика увеличивается на 3-6%, а темп роста экономики выше на 1%.

В разных странах вопрос раннего развития детей относится к компетенции или социальных служб, или здравоохранения, или образования.

В странах Европы практикуется система ухода за маленькими детьми, позволяющая широкое вовлечение женщин в трудовую деятельность.

Например, в Финляндии охват детей ранним развитием составляет 30%. При этом государством гарантирована оплата родителям за воспитание и развитие детей в домашних условиях, не имеющим возможность определить ребенка в детский сад.

В Великобритании и США реализуются целевые национальные проекты «Уверенный старт» (SureStart) и «Рывок на старте» (HeadStart), которые выходят за рамки образовательной программы и включают меры по укреплению здоровья от нескольких месяцев до 6-7 лет.

Во Франции 50% детей до 3-х лет, чьи матери работают, обеспечены уходом вне дома (институты нянь). Кроме того, действуют родительские объединения, частные детские сады, государственные и семейные ясли, государственные дошкольные организации, в которых развитие детей осуществляется по различным направлениям (укрепление здоровья, развитие речевых навыков, ментальной математики и др.).

В Швейцарии для малышей существуют игровые группы на один-два часа раз в неделю в присутствии родителей.

Раннее развитие в Казахстане

Развитие системы дошкольного воспитания и обучения является приоритетным направлением государственной политики.

Дошкольное воспитание и обучение детей от рождения и до поступления в школу осуществляется в семье, с 1 года до 6 лет - в дошкольных организациях.

В настоящее время в республике растет потребность в образовательных услугах для детей от 1 года до 3 лет. Одним из факторов является рост рождаемости.

Для обеспечения развития детей раннего возраста принимаются меры по созданию нормативно-правовой, учебно-методической, материально-технической базы, расширению сети яслей, яслей-садов, привлечению частных инвесторов к открытию ясли-садов, просвещению родителей по воспитанию детей раннего возраста.

Методическое обеспечение содержания раннего развития детей

Основное содержание раннего развития детей реализуется через образовательные области «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум» Государственного обшеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения (приказ МОН РК
от 31 октября 2018 года № 604).

В Стандарт включены требования по раннему развитию детей, развитию у них социальных навыков и навыков по самообучению.

Понятийный аппарат содержит термины «раннее развитие, социализация, социальные навыки, родительские навыки, уход, навыки самообучения».

В целях воспитания самостоятельности, развития социально-бытовых и социально-коммуникативных умений и навыков детей раннего возраста, приобщения их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в образовательной области «Социум» сведены основные задачи социализации.

Утверждена Программа для раннего развития детей, развивающая социальные навыки и навыки самообучения (приказ МОН РК от 5 декабря 2018 года № 668).

Содержание Программы направлено на реализацию задач социализации детей от рождения и до трех лет, развитие у них социальных навыков и навыков самообучения в совместной деятельности педагога и родителей.

Акцентировано внимание на ведущую роль педагога в дошкольной организации, родителя – в семье и дошкольной организации.

Включены основные этапы психосоциального развития личности ребенка от рождения и до 3-х лет.

Представлены ожидаемые результаты по образовательным областям, которые должны быть сформированы в результате освоения содержания Программы. Это позволит педагогам определить уровень социализации детей и планировать работу по корректировке их развития.

Содержание программы обеспечивает формирование социальных навыков у детей по взаимодействию, адаптации, становлению ребенка как личности, гуманного отношения к окружающему (к семье, социуму, природе), основам безопасного поведения.

Система оценивания даст возможность, используя критерии (воспроизводит ребенок те или иные действия, понимает, что он делает и применяет самостоятельно то, что он умеет) оценить уровни социальной готовности, лидерства, толерантности, самообучаемости детей.

Реализация Программы будет способствовать формированию у детей раннего возраста социальных навыков и навыков самообучения, необходимых для успешного, уверенного и позитивного будущего школьника.

Программа является инструментом для социализации детей раннего возраста как для педагогов, так и для родителей, разработана как дополнительная программа к Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения.

Министерством в период с 2014 по 2017 годы в целях определения научно-методологических основ развития детей раннего возраста изучен опыт зарубежных стран (Малайзия, Япония, Финляндия, Россия, Беларусь и др.). С учетом опыта разработаны Концептуальные основы раннего развития детей. Проработаны рекомендации международных экспертов ЮНИСЕФ, ОЭСР, Всемирного банка, совместно с которыми подготовлен «Страновой обзор дошкольного воспитания и обучения в Казахстане».

В целях оказания методической помощи педагогам в рамках бюджетной программы 098 «Методологическое обеспечение в сфере дошкольного образования» разработана учебная литература (дидактические материалы по раннему развитию детей от 1 года до 3 лет «Тәй-тәй, балапан», методическое пособие по организации образовательного процесса для развития детей раннего возраста, методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды для детей раннего возраста, сборники сценариев «Праздники круглый год» к программе воспитания и обучения детей раннего возраста от 1 года до 3 лет, справочник для родителей «Ата-аналарға кеңес» по развитию детей раннего возраста).


 



Назад в раздел

Карта сайта

Министерство образования и науки Республики Казахстан 010000, город Нур-Султан, улица Мангилик ел, 8

Телефон: +7 (7172) 74-24-11